Eesti keeles In english
По-русски
Новости »

Речь министра иностранных дел Урмаса Паэта в Рийгикогу 7 декабря 2006 г.

28.12.2006

Уважаемый Председатель,

Уважаемые члены Рийгикогу!

 

 

В соответствии с договоренностью с комиссией по иностранным делам доклад посвящается теме расширения и партнерства с государствами, соседствующими с ЕС и НАТО. Это переплетение чрезвычайно существенных для внешней политики Эстонии вопросов и акцентов. Но не только к этому переплетению сводится первоочередность расширения и отношения с соседями. Чрезвычайно важным становится прежде всего осознание того, что происходящее сегодня и завтра в пределах границ Европы и вне их, имеет для Эстонии и для всего ЕС и НАТО весьма долговечное значение. Поэтому последствия неправильного выбора также длительны. При выборе, прежде всего, необходимо исходить из равновесия между ценностями  и интересами, соотношения внутренней и внешней политики, а также из общественного мнения. И не в последнюю очередь – не забывать об ответственности. Об ответственности более сильного перед более слабым. Об ответственности более продвинутых перед теми, кто идет следом. Об ответственности члена клуба перед кандидатом в члены клуба.

 

 

Уважаемое Рийгикогу!

 

За последние месяцы мне пришлось встречаться со многими коллегами в соседних странах и странах-партнерах ЕС и НАТО, с представителями государств, считающих великой целью своих государств и народов интегрироваться с организациями с западными ценностями. Чего ждут от нас в этих странах? Прежде всего, внимания, понимания и поддержки стремления стать нормальным безопасным демократическим государством. Чего от нас не ожидают – забвения,  надменного отношения, отступления от  ценностей, провозглашенных нами после восстановления независимости и ставивших примером для других. Нам известны проблемы, с которыми борются в государствах Восточной Европы и Западных Балкан, и у нас есть решения, которые в этих странах признаются и которыми стараются воспользоваться.

 

Если первое за восстановлением независимости десятилетие прошло под знаком уменьшения напряженности в мире, то сейчас в международной жизни наблюдается все больше напряжения и вызовов. Это вынуждает Эстонию взглянуть на соседние с НАТО и Евросоюзом территории с повышенным вниманием – тот мир, стабильность и развитие демократии чрезвычайно важны для нас. Вследствие этого возрастают мир и стабильность в Эстонии.

 

Через 25 дней в Евросоюз войдут Болгария и Румыния. Мы приветствуем их и желаем успехов. Мы готовы передать свой опыт по самому сложному после вхождения в ЕС периоду. Эстония открыла посольство в Софии и намерена создать представительство и в Бухаресте.

 

Это для нас тоже новый опыт – впервые мы смотрим с позиции ранее присоединившихся, что же принесут новые члены союза. Первые наши предприниматели уже начали свою деятельность в этих странах. Мы должны быть готовы к тому, что товары, произведенные в Румынии и Болгарии, будут все больше конкурировать на нашем рынке. Это обстоятельство мы, будучи уверенными в свободной торговле, так как она оказалась для нас чрезвычайно полезной, всячески приветствуем. Эстония также открывает свой рынок труда гражданам Болгарии и Румынии непосредственно после присоединения этих государств. Подобно тому, как мы ждали и ждем такого же поведения в отношении себя от других стран-членов ЕС.

 

Для Эстонии дальнейшее расширение Евросоюза является вопросом как следования европейским ценностям, так и интересов Расширение Евросоюза оказало существенное влияние на международную жизнь в целом - таким образом увеличилась территория мира и стабильности в Европе и усилился голос Евросоюза в международных отношениях. Расширение влияет на успех Евросоюза в глобальной экономической конкуренции и расширяет территорию европейских ценностей. Это означает эффективную деятельность по предотвращению военных и прочих конфликтов и продвижению демократии и прав человека в мире. Европейский Союз ныне действует в мире, где усиливается роль Азии и где активнее прежнего действует Россия. Но как ни активны не были отдельные государства-члены Евросоюза, в том числе большие, или их группы - в сегодняшнем мире этого зачастую недостаточно. Для того чтобы существенно влиять на события в международной жизни, необходимо использовать весь потенциал сообщества 25 членов и действовать коллективно. Эстония последовательно выступает за действенность единой внешней политики и политики безопасности ЕС, и надеется, что горький опыт начала Балканских войн в предыдущем десятилетии, когда неумение стран-членов достичь согласия привело к трагедии, послужил для ЕС уроком. Из новейшей истории можно привести также другой отрицательный пример, касающийся разногласий перед войной в Ираке и недостигнутых договоренностей. Такой нерешительности в Евросоюзе мы видеть не хотим.

 

Разумеется, мы должны видеть каждый шаг расширения в контексте развития всего ЕС и оценивать его влияние на очень разные сферы. Через неделю Европейский совет рассмотрит связанные с расширением настроенность и умонастроения.

 

Прошедшие два с половиной года конечно небольшой срок для более основательной и научной оценки последнего расширения. Опубликованный Европейской комиссией в мае месяце предварительный анализ был явно положительным.  Развитие  присоединившихся в 2004 году стран быстрее, и мы догоняем старожилов. Если национальный валовой продукт в Эстонии на душу населения, учитывая покупательную способность, составлял в 1996 г. по данным Евростата 34,8 % от среднего уровня нынешних 25 членов ЕС, то в 2004 г. этот показатель превысил 50 %. По последним данным в прошлом году мы достигли 57 % и скоро превысим и 60 %. Новые страны-члены хорошо переняли общие правила ЕС. Так из актов, касающихся внутреннего рынка, на июль этого года ранее присоединившимися странами-членами не было применено 2,2 % и новыми – 1,5 %. Мы увеличили эффект, получаемый странами-членами от общего рынка, и помогли фирмам упрочить свои позиции. В течение последних месяцев наблюдалось ускорение развития ЕС как целого, и, по мнению экономистов-экспертов в приросте свою роль сыграло и расширение.

 

Одновременно неверно взвалить на плечи членов, присоединившихся в 2004 году, полную ответственность за те явления, которые препятствуют более плотной интеграции – откладывание присоединения с зоной евро, медлительность при открытии рынка труда, а также трудности, возникшие при расширении Шенгенского пространства.

 

Расширение и отношения с соседями тестируют готовность как СМИ, политиков и всех граждан остаться при выработанных и договоренных ценностях. Этой осенью в международной прессе были опубликованы статьи с критическим подтекстом о новых государствах-членах. Озабоченность вызывает их внутреннюю нестабильность, сетуют на замедление экономического развития в некоторых государствах. Зачастую проблемы одного или другого государства накладываются на все вновь присоединившиеся государства, что к сожалению наносит вред репутации тех государств, которых приведенные проблемы вовсе не касаются.

 

О недостатках нужно говорить, но не односторонне, необоснованно обобщая и чрезмерно драматизируя. Складно сетуя, противопоставляя одну часть континента другой, выступая с популистскими лозунгами, оставляют без внимания положительное, вытекающее из расширения, что тем не менее существенно для всей Европы. Жизнь людей новых государств-членов за два года явно улучшилась, окружающая среда стала чище, во многих государствах очень высокий темп развития и поток инвестиций. Наряду с оправданными заботами надо говорить и об этих и других хороших новостях. Говорить о том, как расширение Евросоюза сделало Европу лучше для всех европейцев.

 

В то же время в пессимизме в отношении расширения нет ничего нового. Это связано с естественной человеческой осторожностью. Местами это связано со страхом перед новыми и еще не совсем знакомыми и более бедными обществами, откуда видится опасность для привычного стабильного благополучия. Но даже во время присоединения успешных и богатых Швеции, Финляндии и Австрии 11 лет назад нашлись те, которые утверждали, что принятие новых членов не обосновано, так как Европа к этому якобы не готова.

 

8 ноября Европейская комиссия опубликовала сообщение «Стратегия расширения и основные вызовы в 2006-2007 гг.» и отчеты об успехах государств-кандидатов и государств, которые могут ими стать. Комиссия нашла верный подход – расширение должно продолжаться, и одновременно необходимо повышать качество расширения на основании уже приобретенного опыта. Взятые на себя обязательства необходимо выполнять и одновременно быть осторожными при принятии новых обязательств.

 

Эти обязательства охватывают сейчас, как известно, проходящие переговоры о присоединении с Хорватией и Турцией, о кандидатском статусе для Македонии и европейских перспективах для других Западно-Балканских государств. Но в то же время надо иметь в виду, что на Европейском совете в Копенгагене в 1993 году Европейский Союз косвенно принял обязательство перед всеми государствами Европы – у них всех при выполнении критериев должна быть возможность присоединения к союзу. В этом и выражается ответственность более сильного перед более слабым.

 

Как случается в Евросоюзе, в государства-члены по-разному трактуют подход Комиссии. Кому-то содержащаяся в нем осторожность повод избежать новых решений, для других необходимость более основательно подготовить дальнейшие решения. Для нас выбор ясен – Эстония была и останется последовательным сторонником дальнейшего расширения. Европейский совет в декабре обязательно должен послать нашим соседям сигнал, что поезд расширения движется. Этот поезд (сравнение  уполномоченного Олли Рехна) иногда буксует и на некоторых станциях стоит дольше запланированного, но он движется.

 

Расширение связано со всеми другими большими процессами Евросоюза, среди прочего для приема новых стран-членов необходимо найти решение вопросов, связанных с институтами. В случае вступления в силу конституционного соглашения, ратифицированного позавчера 16-тым государством – Финляндией –, в соответствии с первоначальным расписанием тут больших забот не предполагалось. Сегодня я бы не останавливался дольше на судьбе этого документа – центр тяжести обсуждения отойдет в новый год. Еврокомиссия придерживается мнения, что институциональные изменения должны быть реализованы до приема следующего члена – Хорватии. По нашему мнению в случае доброй воли все вопросы решаемы. Например, институциональные вопросы, связанные с приемом Хорватии возможно решить договором присоединения.

 

Самосознание Европы объединяет в себе географические, исторические и культурные элементы. Евросоюз определен прежде всего его ценностями. Каждое поколение находит свой подход. Не существует единого неизменного европейского самосознания, оно в постоянном развитии, и состоит из самосознания государств и людей. Реформы в восточной части Европы и углубление связей с Евросоюзом в будущем обязательно приведут к существенным переменам. Эстония всегда говорила, что Европейскому Союз не должен фиксировать каких-либо географических границ расширения. Ведь если ЕС направит странам, желающим в будущем присоединиться к союзу, сигнал, что дверь заперта, оставшиеся за дверью могут сделать выбор, опасный для Европы.

 

Мы хотим продолжения присоединения, но одновременно для нас  является важным дальнейшее углубление интеграции. Непреодолимых противоречий - либо одно, либо другое - в этом нет. Эстония работает совместно с партнерами во имя того, чтобы ЕС договаривался и осуществлял новые шаги по дальнейшему развитию общего рынка, по вопросам окружающей среды, в борьбе с преступностью, в защите прав потребителей и в прочих областях.

 

В то же время, просматривая результаты исследований общественного мнения, мы видим, что в Европейском Союзе в целом поддержка расширению уменьшается, и число противников растет. Этой весной за расширение было 45 % и против 42% граждан Евросоюза. В Эстонии и прочих новых государствах-членах поддержка дальнейшего расширения была явно выше чем в старых – целых 66 %, в том числе в Эстонии 50 %. Это естественно и кладет на нас и обязательство пуще прежнего доказать успех расширения и необходимость его продолжения. Доказать как на словах – знакомя с успехами расширения в 2004 году – так и делами. Необходимо вести себя как зрелый и готовый к сотрудничество государство-член.

 

В случае дальнейшего расширения Европейский Союз должен обеспечить способность к приему, в том числе и готовность институтов, общей политики и бюджета. Уже по определению способность к интеграции касается только ЕС, это неизбежно эгоистичное понятие. Сейчас же мы нуждаемся в Европе в уменьшении эгоизма и все больше в заботливой ответственности в отношении континента и всего остального мира. Для нас способность интеграции состоит в вопросе о темпе, а не в вопросе, расширяться или нет. Именно так и определили на летнем Европейском совете.

 

Сейчас промежуточными станциями поезда расширения были ассоциационные договоры, заключаемые с желающими присоединиться. В них намечена перспектива присоединения, предусматриваются механизмы сотрудничества, торговые льготы и прочее. У ряда Западно-Балканских государств имеются и стабилизационные и ассоциационные договоры, предлагающие перспективы присоединения. В то же время у Евросоюза есть договоры по партнерству и сотрудничеству, у которых нет ясной связи с возможным присоединением.

 

Только перспектива членства, даже тогда, когда она по времени еще далекая, дает уверенность в полной и необратимой европейскости реформ государств-кандидатов. И потенциально желающие присоединиться очень точно ощущают, когда им вместо возможности присоединения (пусть в далеком будущем) подсовывают какой-то суррогат. Если исчезнет перспектива присоединения к ЕС, тогда к сожалению можно предположить и существенные негативные изменения в политике разочарованных государств.

 

Рапорт Европейской комиссии об успехах продвижения переговоров по присоединению Хорватии на пути в Евросоюз показывает как достижения, так и недостатки. По себе знаем, как труден тот этап переговоров, когда многие вопросы в государстве только на стадии решения. Хорватия испытывает живой интерес к нашему опыту в разных сферах жизни. Туда направляется и большая часть нашего экспорта в западно-балканском направлении, хотя она по объемам еще очень скромна. На различных форумах в связи с присоединением Хорватии говорилось о годах 2009-2010, но официально ЕС в дальнейшем готов говорить о конкретных сроках только совсем перед концом переговоров. Надеюсь, что еще в этом десятилетии Хорватия станет 28-ым членом ЕС.

 

Оценивая переговоры по присоединению Турции, необходимо исходить из общих стратегических интересов Европейского Союза. Декларация 21 сентября прошлого года об обязательствах Турции применить область применения протокола Анкары в отношении всех государств-членов, в том числе и Кипра, дала для этого ориентиры, предвидя и обстоятельства, сдерживающие переговоры. В дальнейшем по нашему мнению надо, прежде всего, исходить из буквы и духа этой декларации. Это значит, что ЕС должен реагировать на недостатки Турции в претворении в жизнь протокола Анкары, но эта реакция должна быть уместной и не должна приводить к прекращению переговоров. Правильной реакцией является неоткрытие для переговоров глав, связанных напрямую с применением протокола Анкары. Таких глав по нашей оценке три – свободная торговля, таможенный союз и транспорт. Серьезные обсуждения по этому поводу начнутся на предстоящей встрече министров иностранных дел ЕС и не исключено, что и на последующей за ней встречи в верхах.

 

Проведенные за последние годы в Турции реформы и изменения уже приблизили это государство к Евросоюзу и демократическое переустройство необходимо продолжить. Переговоры с Турцией будут продолжаться, вероятно, десять, а то и более лет, но целью переговоров должна быть надежность и для Турции. В течение переговоров обязательно улучшится взаимопонимание между ЕС и Турцией и общества успеют свыкнуться с мыслью о Турции как о возможном члене ЕС. Ясно, что та Турция, которая через годы при успешном окончании переговоров присоединится к ЕС, не сегодняшняя Турция и далеко не Турция, которую мы знали пять или десять лет назад. Соответствие Турции к необходимым условиям присоединения к ЕС  является большой возможностью для дружеского сближения культурного и религиозного пространства христианства и ислама, а также для значительного улучшения взаимопонимания между обществами. Существенный пример развития Турции в том, как демократия, ислам и секулярность могут успешно сосуществовать. То, как идут дела в Турции, и как изменится это государство, воздействует и на другие государства и развитие на Ближнем Востоке, в Северной Африке и в Средней Азии, которые внимательно следят за происходящим. Турция также является для ЕС существенной возможностью разнообразить маршруты поставки энергии.

 

Говоря о Западных Балканах, то здесь мы имеем дело с регионом, существенным для внешней политики Эстонии. Пару лет назад это могло показаться принятием желаемого за реальное, но сейчас наша политика действительно начинает приносить реальные плоды. Отношения становятся все более тесными – в начале года я был в Македонии и Косово, летом – в Боснии и Герцеговине. Министр иностранных дел Черногории перед референдумом в своей стране был в Эстонии, сегодня гость Эстонии – министр иностранных дел Македонии. У нас побывали с визитами министры иностранных дел Албании и бывшей Сербии и Черногории.

 

Радостно, что в прошлом году Македония стала государством-кандидатом ЕС. И хотя в ближайшее время переговоры по вступлению Македонии в ЕС еще не начнутся, важно, что статус государства-кандидата достигнут. Зная сейчас направления развития как в Сербии, так и Косово, статус кандидата для Македонии и всего региона существенный стабилизирующий фактор, помогающий позитивно смотреть в будущее и избежать ошибок, приведших в государстве в 2001 году к возникновению конфликта. Македония хочет во многом принять опыт Эстонии в приближении как к НАТО, так и Евросоюзу, а также в области развития инфотехнологий, и здесь Эстония протянула свою руку помощи. Симпатичной является амбиция Македонии стать Балканским экономическим тигром.

 

Летом на карте Европы возникло новое государство– Черногория. Эстония была первым государством, заключившим дипломатические отношения с Черногорией. Эстония также была первым государством, посол которого передал свои верительные грамоты президенту Черногории. Почему? Потому что мы знаем по себе, как важно было для нас то, что нас быстро признают равноценным государством. Черногория на Западных Балканах быстро развивается, и перспективы развития, как политических, так и экономических отношений между Эстонией и Черногорией очень благоприятные. Европейский Союз завершает переговоры с Черногорией о стабилизационном и ассоциационном договоре, и, вероятно, вскоре будет достигнута стадия подписания договора. Это открыло бы и для Черногории перспективы присоединения.

 

Ключевым государством в регионе является Сербия. Это государство стоит на пороге парламентских выборов, которые имеют существенное значение для дальнейших выборов и внешнеполитического положения государства. Надо учитывать и настроения, возникшие на фоне переговоров о будущем статусе Косово и отделении Черногории. В рамках ЕС и НАТО важно дальнейшее развитие связей с Сербией. Так, например, надо как можно быстрее заключить договора об упрощенном визовом режиме, т.к. более трех четвертых молодых сербов не посещали ни одно государство ЕС. И ограничение передвижения заставляет поершиться. Но в то же время остаются в силе требования международной общественности Сербии о сотрудничестве с трибуналом военных преступлений бывшей Югославии. На саммите в Риге призвали Сербию, также и Боснию и Герцеговину и Черногорию участвовать в программе партнерства НАТО и этот шаг дает знать, что НАТО заинтересовано дальнейшей положительной судьбе этого региона.

 

Эстония продолжает вносить свой вклад в различные операции ЕС и НАТО в этом регионе. Решение статуса Косово вышло на финишную прямую, хотя конец этой прямой – парадокс лингвистический, но, увы, не политический – может привести к крутым поворотам. Если статус Косово будет решен, то необходимость международного присутствия никуда не исчезнет, и нам надо будет принять решения в отношении нашего присутствия. Не менее важна деятельность НАТО и ЕС в созидании Косово, причем основная ответственность здесь отводится Евросоюзу. Но понятно, что начинающаяся гражданская миссия ЕС должна очень слаженно сотрудничать с миссией НАТО.

 

Посол по особым поручениям ООН Мартти Ахтисаари поставил цель восстановить Косово, где у всех общин была бы возможность достойно проживать вместе. Но переговоры в отношении будущего Косово не сблизили точки зрения Белграда и Приштины. Все-таки в течение ближайших двух-трех месяцев, несколько позже намеченного из-за более позднего проведения выборов Сербии, ожидается предложение Ахтисаари в отношении дальнейшего статуса Косово.

 

Также последовательно отношение Эстонии к Боснии и Герцеговине и Албании. Для всех них необходима продолжающаяся и ясная перспектива Евросоюза, так как только она даст возможность для нормального развития региона и предания забвению старых разногласий.

 

Вести, которые на саммите в Риге получили государства Западных Балкан должны придать им смелость для сближения как к НАТО, так и к Евросоюзу и заставить их приложить максимум усилий. Мы знаем по себе, как плотно в действительности связаны интеграционные процессы с двумя самыми существенными организациями, несущими ценности Запада – НАТО и Евросоюзом.

 

Это есть одна из причин, по которой Эстония заинтересована в содержательном диалоге и сотрудничестве между НАТО и Европейским Союзом и ежедневной координации. В конце концов, ценности ведь те же самые и сегодня у организаций 19 общих членов, а с нового года – 21.

 

Сотрудничество между Европейским Союзом и НАТО означает координированную деятельность в таких  операциях, как Афганистан и Косово, а также углубление политического диалога. Диалогу НАТО – Евросоюз отводится значительная роль в развитии трансатлантических отношений в целом. Поэтому между НАТО и ЕС помимо операций необходимо обсудить и угрозы безопасности в стратегическом значении - например, энергетическая безопасность, терроризм и угрозы безопасности в будущем. Для нас Евросоюз и НАТО – не конкуренты, а поддержка и дополнение друг друга.

 

Уважаемое Рийгикогу!

 

Возвращаясь к Евросоюзу, вернее, к политике добрососедства ЕС, получившей начало в то же время с последним расширением. ЕС заинтересован в безопасном, стабильном и процветающем соседстве, которая следует таким ценностям как демократия, превосходство закона, добрые традиции правления и права человека. Этой политикой охвачены Украина, Молдова, в ограниченном объеме Белоруссия, также три государства Закавказья и десять партнеров на Ближнем Востоке. В рамках политики добрососедства с этими государствами развивается тесное сотрудничество в сфере политики, экономики, безопасности и культуры. Политика добрососедства претворяется в жизнь через программы действий с каждым государством отдельно, их до сих пор заключено 11. Европейская комиссия 4 декабря опубликовала уведомление об итогах работы в области политики добрососедства и представила ряд идей для ее усиления.

 

Политика добрососедства связана также с будущим расширением, но в этом нет ничего автоматического – союз расширяется туда, где этого хотят и где выполнены критерии Копенгагена. Поэтому политику добрососедства не стоит рассматривать как альтернативу перспективы присоединения, она может стать для какого-то государства путем к членству, а может и не стать.

 

Политика добрососедства является одним из приоритетов Эстонии в области единой внешней политики и политики безопасности. Для нас важны как восточное, так и южное направление политики добрососедства. Но мы более компетентны и имеем больше возможностей для внесения своего вклада именно в направлении восточных соседей ЕС и обращаем особое внимание на Грузию, Молдову и Украину. Наряду с развитием двусторонних отношений существенным также является и многостороннее сотрудничество, в том числе проведение регулярных встреч глав МИД стран Евросоюза и Украины, Молдовы и 3 государств Южного Кавказа.

 

Все же ЕС должен этой областью заниматься серьезнее прежнего. Это относится как содействию товарообмена, упрощению передвижения, большему вкладу в решение замороженных конфликтов. По мнению Эстонии – предложения Комиссии – хорошая основа для дальнейшего продвижения.

В то же время в поддержке новых демократий существенными также является сотрудничество между ЕС и США. Чтобы эти действия координировались и чтобы послания были обоюдно поддерживающими и однородными с целью формирования в этих государствах сильного гражданского общества. Причем существенно поддержать как укоренение демократических ценностей, так и экономическое развитие, т.к. без демократических ценностей результатом экономической деятельности может оказаться обширная коррупция.

 

Одним из стратегических партнеров Европейского Союза является Россия. После вхождения Эстонии в НАТО и Евросоюз в отношениях с Россией открылись некоторые дополнительные возможности. В некоторых сферах можно говорить о хорошем сотрудничестве, но ни одну из существенных политических проблем в отношениях между Эстонией и Россией все же не удалось устранить. Россия, к сожалению, не желает признать советскую оккупацию, приостановившую развитие Эстонии, историческим фактом. Нас беспокоит также активизация экстремистских группировок в политической жизни России, а также положение демократии и прав человека.

 

Товарообмен между Эстонией и Россией заметно возрос, одновременно это сопровождается и проблемами. Например, по экспорту рыбной продукции. Также вновь и вновь вызывают озабоченность длинные очереди грузовых автомобилей на границе двух государств и это касается интересов автоперевозчиков многих государств Евросоюза. Сюда можно добавить проблемы с мясом из Польши, с лососем из Норвегии, вином, соком и минеральной водой из Грузии и Молдовы и предупреждения в отношении импорта товаров Евросоюза после 1 января, когда Болгария и Румыния станут членами ЕС. Для государства, которое вскоре присоединится к Всемирной торговой организации, вопросы торговли не должны быть средством достижения каких-либо политических целей, и ЕС должен в этих вопросах поддерживать своих членов, попавших под давление, и помочь сейчас устранить препятствия экспорта мяса из Польши и эстонских рыбопродуктов.

 

Также озабоченность вызывает настроенность России в отношении государств, выбравших своей целью демократизацию общества и развитие гражданского общества. Если, например, Грузия, Молдова и Украина хотят стать демократическими государствами с открытым обществом – это ведь и в интересах России. Каждое государство обычно желает иметь стабильных мирных демократических соседей.

 

Для Эстонии очень важно, чтобы Евросоюз в отношениях с Россией основывался на своих ценностях и внутреннем единстве, и не приносил бы ценности в жертву во имя прагматических интересов. Россия – сильный партнер и единство Евросоюза очень важно с точки зрения равновесия интересов. К сожалению и ЕС при ежедневном общении с Россией испытывает трудности как в сотрудничестве в области энергетики, так и торговле с Россией. Прежде всего, здесь задействована озабоченность именно меньших государств-членов. Поэтому Эстония работает во имя того, чтобы переговоры между ЕС и Россией по обновленному соглашению по партнерству и сотрудничеству начались как можно быстрее. Здесь очень существенно разработать общие позиций ЕС и придерживаться их.

 

Позитивным результатом только что завершившегося саммита Евросоюза и России является соглашение о постепенной отмене к 2013 г. платежей авиакомпаний ЕС за пролет самолетов через воздушное пространство Сибири, от которого извлекут пользу и эстонские пассажиры. Подписанные весной соглашения с Россией об упрощенном визовом режиме и реадмиссии на очереди вступления в силу. Эти документы отвечают интересам Эстонии и упростили бы проезд многих наших граждан.

 

24 ноября в Хельсинки состоялся саммит по вопросам Северного измерения, на котором были представлены Евросоюз, Россия, Норвегия и Исландия. Был одобрен рамочный документ по Северному измерению и политическая декларация. Дальнейшее сотрудничество должно естественно учитывать возросшие возможности и ответственность России – государство, затрачивающее большие средства на военную безопасность, должно изыскать средства и для безопасности окружающей среды.

 

То, что в центре Европы в лице Белоруссии осталась последняя серая зона авторитарности, аномально. Рано или поздно, но лучше раньше, и белорусское общество должно измениться так, чтобы заключение под стражу руководителей оппозиции за их взгляды стало бы немыслимым, чтобы молодежь не бежала бы учиться в соседние государства, чтобы люди не боялись репрессий со стороны своих соотечественников, стоящих у власти. И Эстония ясно поддерживает такие изменения.

 

Мы построили такую политику ЕС в отношении Белоруссии, которая  способствует достижению демократии, превосходства законов и прав человека в этом государстве. В настоящее время Белоруссия из-за введенных ограничений имеет доступ только к небольшой части проектов политики добрососедства. Евросоюз помогал Белоруссии в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, мы поддерживаем независимые СМИ и направленные на Белоруссию радио- и телепередачи. Эстония приняла студентов, для которых учеба в Белоруссии стала невозможной, правительство выделило им стипендии.

21 ноября Комиссия ЕС передала Белоруссии документ, в котором представлены полезные для Белоруссии шаги, предпринимаемые ЕС, если бы Минск подтвердил готовность изменить положение в сфере демократизации и защиты прав человека. Прежде всего, это означало бы открытие обширных программ помощи ЕС в рамках политики добрососедства целиком. В документе комиссии ясно представлено 12 условий – демократические выборы, свобода СМИ и т.д. В числе сфер, в которых Белоруссия получила бы пользу от изменения свое политики, отмечены, например, лучшие возможности для передвижения, новые возможности торговли, участие в транспортных и энергосетях. И так ясно, что Эстония вместе с другими государствами-членами ждет от Белоруссии конструктивного ответа.

 

Уважаемое Рийгикогу!

 

Эстония одобряет продолжение политики расширения НАТО. Параллельное расширение НАТО и Европейского Союза мощно и безвозвратно изменили политическую географию Европы и мира. На недавнем саммите в Риге НАТО обратилось с посланием – дверь для дальнейшего расширения открыта. Приветствуются усилия кандидатов Албании, Хорватии и Македонии в подготовке к вступлению в альянс. На следующем саммите альянса в 2008 году на переговоры по присоединению могут быть приглашены те государства, которые выполняют стандарты базовых достижений. Эстония, принципиально поддерживая расширение, никогда не забывает существенность домашней работы кандидатов. Расширение должно быть очень четко связано с успешными шагами государств-кандидатов и решения должны быть основаны на достигнутых результатах.

 

При двух последних расширениях НАТО среди политиков и иногда и правительств государств-членов имелись большие сомнения. По мнению  некоторых либо все, либо некоторые кандидаты не были готовы выполнять обязательства члена альянса. Думали, что новые члены могут привнести такое количество различий и неопытности что управление НАТО будет парализовано. Можно было встретить суждения, что приглашение одного государства и неприглашение другого может вызвать большие эмоции и проблемы в отношениях между этими государствами. По мнению некоторых, учитывая критические замечания из России надо было избежать предполагаемого раздражения Москвы. Но все же в обоих случаях решения были сделаны, и в этом была особая заслуга позиции США – самого большого государства-члена. Сейчас же довольно единогласно говорят о последних двух удавшихся расширениях. Новые государства-члены были в НАТО помощниками при достижении соглашений. Наша цель всегда быть частью решения, а не проблемы. Мы являемся активными участниками различных миссий и операций.

 

И в направлении России у НАТО есть возможность посмотреть на некоторые успехи – например, касающиеся деятельности СПС НАТО-Россия. К сожалению, Россия по-прежнему не выполнила решения саммита ОБСЕ в Стамбуле о выводе войск с территории Грузии и Молдовы. Молдову и Грузию в этом вопросе поддерживают многие государства, которые считают важным полное уважение территориальной целостности и суверенитета обоих государств. Это подтвердилось и на недавнем саммите НАТО. Присутствие российских войск тормозит также и решение замороженных конфликтов и сдерживает развитие этих государств. Я не знаю в Европейском Союзе и НАТО ни одной силы, которая была бы готова, например, для возникновения еще одной Калининградской области в лице Приднестровья.

 

С изменяющимися соотношением сил в богатом кризисами мире НАТО должно как обновляться, так и расширяться, тесно сотрудничать с Евросоюзом и другими организациями, развивать партнерские отношения с государствами, разделяющими общие ценности, такими как Австралия, Новая Зеландия, Южная Корея и Япония. В мире с разными силовыми центрами НАТО должно сохранить свою благонадежность как принципиальностью и выполнением своих главных задач. НАТО – самый мощный оборонительный альянс в мире, но перед ним также стоит вызов быть и самым приспособляемым. Наряду с борьбой против терроризма и наркотиков, а также способностью ликвидации последствий природных катастроф не стоит забывать и об исходных целях и принципе «один за всех - все за одного».

 

Обновление НАТО и приспособляемость к новым вызовам отражены и во многих решениях рижского саммита. Помимо декларации саммита было принято всеобъемлющее политическое руководство (Comprehensive Political Guidance), являющееся дополнением к стратегической концепции НАТО на последующие 10-15 лет и существенным рубежом в процессе изменения альянса. Было объявлено о полной готовности участия в операциях сил быстрого реагирования НАТО.

 

Что касается Эстонии, то мы поддерживаем и дальнейшее расширение НАТО как принцип и работаем во имя этого, помогая и поддерживая потенциальных членов как на Западных Балканах, в Восточной Европе, так и на Южном Кавказе. Имея свежий багаж реформ, мы являемся существенным источником вдохновения для государств, желающих присоединиться.

 

Основой дальнейшего расширения должны служить ценности. Я не сторонник границ внутри Европы – границы отражают прежде всего готовность разделять ценности, способность подготовить себя и настоящее желание внести вклад в альянс. Это, впрочем, означает и постоянный политический диалог с нашими партнерами. Мы надеялись перед нашим присоединением, что НАТО является самым большим и постоянным форумом для политических обсуждений, однако наши надежды не совсем оправдались.

 

Основные двигатели расширения – сами государства, желающие присоединиться к альянсу. Сейчас у нас три кандидата: Албания, Хорватия и Македония. Эстония всячески поддерживает их подготовку. Среди прочего в феврале следующего года в Таллинне состоится встреча министров иностранных дел и министров обороны Балтийской хартии и Адриатической хартии, где наряду с государствами обоих регионов представлены и США. Планируется разослать приглашения также Боснии и Герцеговине, Черногории и Сербии.

 

Украина установила с НАТО довольно тесные контакты, благодаря интенсивному диалогу НАТО в курсе проблем Украины и Украина знает мнение НАТО и членов альянса. В обществе Украины обсуждения далеко еще не достигли конечных ответов и после вхождения в должность нынешнего правительства она не просит у НАТО программу действий членства. Если Украина все же решит представить твердое и недвусмысленное ходатайство и ввести во имя получения плана действий необходимые реформы, тогда мы поддержим ее желание.

 

Мы рады решению поднять отношения НАТО с Грузией на уровень интенсивного диалога. Это поможет Грузии ускорить нужные преобразования и Эстония со своей стороны готова оказать помощь и поддержку. Реформы Грузии и действия во имя мира и стабильности в интересах решения внутренних конфликтов и поддержания региональной стабильности увеличили бы доверие среди членов НАТО. Убедительный успех в этих вопросах создал бы предпосылки к достижению плана действий членства. Чрезвычайно важна поддержка международного сообщества Грузии в части территориальной целостности и вывода российских войск.

 

Существенно сотрудничество с США при поддержке государств, заинтересованных в трансатлантической интеграции.  Эти вопросы обсуждались во время визита президента США в Эстонию перед саммитом НАТО. У нас в отношении развития НАТО были вполне схожие мнения.

 

Уважаемое Рийгикогу!

 

В двустороннем сотрудничестве по развитию Эстонии государствам Восточной Европы принадлежит существенное место. В соответствии с программой развития Эстонии по сотрудничеству в области развития и оказанию гуманитарной помощи Грузия, Молдова и Украина являются нашими приоритетными государствами-партнерами. Помимо двусторонних мероприятий хорошие результаты дало соединение усилий с третьими государствами как Финляндия, Швеция, Великобритания и в дальнейшем, после оговоренного на недавней встрече, возможно и США.

 

При оказании помощи Грузии Эстония в настоящем году вновь обучала тамошних госслужащих, полицейских, тюремных служащих, как самостоятельно, так и вместе с Финляндией, Исландией, ООН и ОБСЕ. Продолжаем помогать Грузии претворять в жизнь проект «прыжка оленя», созданный на нашем примере «прыжка тигра», в котором существенная роль отводится Академии электронного управления. С каждым годом у нас в Грузии растет число новых контактов и мы можем благодаря тесным отношениям оказывать помощь именно там, где от нее больше всего пользы.

 

Сотрудничество с Молдовой оживилось только недавно и в то же время в этом сравнимым с нами по величине партнерском государстве возможно нашими скромными средствами сделать что-то существенное. В конце октября я посетил Молдову и открыл в Кишиневе почетное консульство Эстонии. И там мы обучаем госслужащих и поддерживаем обеспечение школ компьютерами. В рамках единой внешней политики и политики безопасности ЕС  Эстония поддерживает пограничную миссию Евросоюза EUBAUM на границе Молдовы и Украины, целью которой является предотвращение нелегальной торговли и усиление пограничной охраны на отрезке границы с Приднестровьем. Вклад Эстонии в эту миссию – 5 экспертов, с некоторыми из них я встречался во время своего визита на пограничном пункте Платоново.

 

С Украиной у нас уже имеется долгий опыт хорошего сотрудничества. Новой существенной вехой, я надеюсь, будет предстоящий визит президента Украины в Эстонию. Поскольку здесь мы имеем дело с большим государством, то естественно в сотрудничестве мы должны найти именно подходящую для Эстонии роль наряду с другими государствами и организациями. Продолжаем обучение украинских госслужащих и дипломатов. Особенно в Киеве хотят видеть госслужащих, которые непосредственно работали в целях присоединения Эстонии к Европейскому Союзу.

 

Представительство Эстонии в приоритетных государствах шаг за шагом увеличивается. В нынешнем году открылось посольство в Грузии и свою работу начал наш дипломат в Молдове. Улучшены возможности действий в посольстве в Киеве и за началом работы посольства в Тбилиси с полной силой можно будет сосредоточиться на самой Украине и Молдове. Развитие сети эстонских представительств существенное влияет на наши возможности сыграть посредством своей информации и шагов определенную роль в политике Евросоюза и НАТО в данном регионе. Это также помогает достичь лучших результатов в проектах сотрудничества в области развития.

 

Уважаемый Председатель, уважаемое Рийгикоду!

 

В преамбуле нашей Конституции подчеркнуто, что эстонское государство основано на свободе, справедливости и праве. Это касается и наших внешних отношений. В отношениях с соседями нам постоянно надо помнить об этих ценностях. Этому обязывают нас добрые воспоминания о тех, кто поддерживал Эстонию и в тяжелые времена вселял в нас уверенность стремиться вперед. Во-вторых, нас обязывает ответственность, с которой я начал речь – у нас дела пошли хорошо, теперь мы должны постоять за других. И третье, совсем не последнее: идейная политика, следование ценностям – в итоге вновь и вновь стала самой практичной политикой, развивающей наши интересы. Твердое следование четким принципам расширения принесет нам всем лучшую, безопасную, обеспеченную, стабильную Европу и мир. Кому это может не нравиться?

 

Спасибо.

TopBack