Eesti keeles In english
По-русски
Новости »

Доклад министра иностранных дел Эстонии об основных направлениях внешней политики в Рийгикогу (Государственное собрание)

13.12.2005

Уважаемый председатель,

уважаемые члены Рийгикогу,

дорогие гости!

Начиная свой доклад об основных направлениях внешней политики, я должен повторить простую истину – цель внешней политики государства – это укрепление безопасности своего народа и содействие росту его благосостояния. Вся эстонская внешняя политика после восстановления независимости служила именно этой цели. На этой основе сформировались конкретные внешнеполитические стремления, в том числе и такие большие и переломные шаги как присоединение к Европейскому Союзу и НАТО. Общая цель нашей внешней политики за все эти годы не изменилась, но теперь наши действия имеют более твердую международную основу, поскольку пользуемся и теми новыми возможностями, которые нам предоставили ЕС и НАТО.

Четкие и конкретные цели достигнуты и поэтому возникает вопрос: что дальше? Чем Эстония займется теперь? Но эти вопросы носят скорее риторический характер. Я еще раз повторяю: наша главная  цель – укрепление безопасности и благосостояния Эстонии, а также более демократичный и обеспеченный мир. К этой цели направлены все наши усилия, именно это мы имеем в виду, углубляя интеграцию в ЕС, это мы имеем в виду, внеся свой вклад присутствием наших людей в Ираке, это мы имеем в виду, открывая пункт пользования интернетом в Молдове.

В быстро меняющемся мире интересам Эстонии лучше всего служат сильный, солидарный и динамичный Европейский Союз и НАТО. Мы поддерживаем дальнейшее укрепление ЕС и НАТО. НАТО и Европейский Союз – это уже не «они», а «мы». И критикуя «брюссельскую бюрократию», мы (особенно политики или госслужащие) должны вспомнить, что и Эстония имела возможность повлиять на рождение таких бумаг, что и мы сыграли определенную роль в возникновении регуляций.

Уважаемое Рийгикогу,

Первая из сегодняшних основных тем – процессы внутри  Европейского Союза и вокруг него

Чтобы ответить на вызовы сегодняшнего дня, ЕС должен быть сильнее и динамичнее. Уже целый год мы ведем серьезные переговоры, стремясь найти решение вопросу бюджета ЕС на период 2007-2013 гг., решение, которое отражало бы амбиции и обязанности Евросоюза в целом, а также потребности всех его членов в отдельности. Мы по-прежнему желаем найти решение, которое удовлетворило бы всех, решение, которое все считают справедливым. Послезавтра мы предпримем следующую попытку. Я очень надеюсь, что на сей раз она увенчается успехом.

С нашей точки зрения необходимо, чтобы в новых бюджетных рамках ресурсы больше прежнего были бы направлены на увеличение конкурентоспособности, в том числе в научную  деятельность, развитие и инновацию, а также во внешние отношения ЕС. Нашим приоритетом является также достаточное финансирование политики солидарности, чтобы обеспечить скорейшее возможное сокращение различий в экономическом развитии стран-членов. Достаточные суммы должны быть предусмотрены для современного развития сельской жизни, а также рыбных промыслов и для окружающей среды. Находясь на внешних границах ЕС, для нас важным является и финансирование пограничной охраны и соседской политики ЕС. В рамках последней мы сможем содействовать продолжению и углублению развития демократии, прежде всего на Украине, в Грузии и в Молдове.

Теперь о Конституционном договоре Европы, который на данный момент находится в стадии рефлексии, т.е. обдумывания. Конечно, политикам нередко задают вопрос, вступит ли договор в его настоящей форме вообще когда-нибудь в силу. При этом меня удивляет тон обсуждения этой темы в Европе, в частности и в Эстонии: говорят только о статьях, говорят о возможности или невозможности вступления договора в силу, а также о вариантах правовой трактовки тех или иных глав. Правда, это тоже необходимо. Но поражает, как мало говорят о политических решениях, содержащихся в договоре, о целях, для реализации которых договор собственно был составлен. Не будем забывать о том, что в соответствии с европейским конституционным договором, например, механизмы действия ЕС стали бы более демократичными и прозрачными, а наши возможности более мощной внешнеполитической деятельности укрепились бы. Отклонение договора избирателями двух стран-членов влечет за собой некоторое замедление институционного развития ЕС, но ни в коем случае не означает его приостановления. Такие отбои в развитии ЕС случались и раньше ,и нет смысла передраматизировать нынешнее положение дел. Конституционный договор содержит множество положительных нововведений, которые желательно ввести в законодательство и нормы поведения ЕС даже в том случае, если договор полностью не вступит в силу: например, объявление открытыми заседаний совета (если речь идет о решениях, связанных с законодательством), предложенное в целях роста демократии и прозрачности, а также более эффективное вовлечение национальных парламентов в законодательный процесс. Создание единой европейской дипломатической службы, и так далее.

По-моему, совершенно необходимым является основательное обсуждение европейского конституционного договора в комиссиях Рийгикогу, а также более широкая дискуссия среди общественности. Это именно имея в виду цель, которую я только что мелком упомянул – чтобы разъяснить точку зрения Эстонии по  вопросам и темам, содержащимся в  договоре. Чтобы все мы лучше поняли те проблемы, для решения которых он был составлен. Чтобы все мы лучше поняли, что такое «сегодня» и «завтра» Европейского Союза. И как министр иностранных дел, я смею сказать: я считаю правильным, если Рийгикогу после основательного обсуждения все же ратифицирует этот договор. Этим Эстония выскажет свою точку зрения в отношении вызовов, которые стоят перед Европейским Союзом. Этим Эстония скажет: мы должны идти вперед. И конечно, этим шагом мы поддержим наших добрых партнеров, те 13 государств, которые уже ратифицировали договор.

Уважаемое Рийгикогу,

Октябрьский опрос общественного мнения показал, что поддержка Евросоюза в Эстонии достигла 66%. Членство содействовало росту экономической и политической стабильности и укрепило чувство безопасности наших людей. Все это подтверждает один простой факт, который мы почему-то порой оставляем вне внимания. Выгода, которую страны-члены, в том числе и Эстония, извлекают из Европейского Союза, в большинстве своем не исходит из «брюссельских сундуков, набитых деньгами». Наибольшая выгода из членства – это общий рынок. Это одинаковые правила конкуренции. Это свободная торговля. Это отсутствие таможенных ограничений между странами-членами. А в более широком масштабе – это полоса стабильности и благополучия, которую Европейский Союз создает внутри и вокруг себя.

Чтобы развеять возможные опасения, вспоминаю, что еще несколько лет мы будем получать из бюджета ЕС больше, чем в него вкладывать. В 2005 году, например, наш взнос был примерно полтора (1,6) миллиарда крон, в то же время нам выделено 6 миллиардов, хотя деньги не всегда поступят в течение именно того же года.

Эстония поддерживает дальнейшее углубление европейской интеграции во многих областях. Это обусловлено не только нашей уверенностью в том, что сообща мы способны на бóльшее, но и многими конкретными факторами. Например, наше географическое положение и уровень доходов. Как пограничное государство Европейского Союза, мы крайне заинтересованы в более эффективной пограничной охране, а также в более эффективной борьбе с оборотом наркотиков и торговлей людьми. Если обобщить, любое сотрудничество в области внутренних дел и юстиции в интересах Эстонии.

Стабильное значение для нас имеет повышение конкурентоспособности ЕС. Если наша продукция и наши услуги не смогут выдержать все более жесткую международную конкуренцию, очевидно, что мы и не сумеем накопить достаточно средств для социальной модели, обеспечивающей устойчивое развитие общества. Для Эстонии важно, чтобы ЕС на проходящих сейчас переговорах  всемирной торговли был бы сильным участником и ориентировался  бы на глобальное открытие рынка товаров и услуг. Будем надеяться, что приступившая  сегодня в Гонконге к работе министерская конференция Всемирной торговой организации сумеет вынести решения, способствующие дальнейшей либерализации мировой торговли и успеху развивающихся стран.

 

В целях улучшения конкурентоспособности необходимо также полностью воспользоваться всеми возможностями внутреннего рынка ЕС. Для нас важно, чтобы внутри ЕС кроме свободного передвижения товаров и капитала сработало бы и свободное передвижение лиц и услуг.

Существенное место для нас занимает гласность в Европейском Союзе. В частности люди ждут, чтобы движение общих денег было бы максимально открытым и это касалось бы и использования денежных средств в странах-членах. Эстония поддерживает предложения, сделанные в последнее время в целях увеличения прозрачности Европейского Союза, но не считает, что этого достаточно.

Эстония продолжает готовиться к переходу на евро. Мы по-прежнему надеемся, что, несмотря на ускорение инфляции, обусловленное подорожанием энергоносителей, возможен запланированный переход на евро в начале 2007 г.

Уважаемые члены Рийгикогу,

Как известно, 1 мая будущего года завершится двухлетний переходный период в вопросах свободного передвижения рабочей силы новых стран-членов. В настоящее время мы интенсивно работаем в том направлении, чтобы как можно больше стран-членов отказались бы от применения ограничений. Государства, которые не ввели переходный период, (Великобритания, Ирландия, Швеция) в общих чертах довольны своим решением. А применившая ограничения Финляндия серьезно взвешивает возможность их отмены. Мы подбадриваем наших северных соседей, а также конечно и других стран-членов поступать именно так. Свободное передвижение людей – это одна из четырех основных европейских свобод. Пока некоторые из них не применяются, свобода не может быть полной.

Я рад констатировать, что готовность эстонского общества помогать развивающимся странам и странам с переходной экономикой растет. Правительство поставило своей целью стремиться к тому, чтобы к 2010 г. общие расходы на сотрудничество в области развития достигли хотя бы уровня 0,1% от национального валового продукта. В бюджете Министерства иностранных дел суммы, предусмотренные на сотрудничество в области развития, почти удвоятся. Бóльшую часть предоставляемой Эстонией помощи развитию составляет эстонский взнос в бюджет Европейского Союза для финансирования Европейской комиссией сотрудничества в области развития и гуманитарной помощи. С 2008 года прибавится еще эстонский взнос в Европейский фонд развития.

Разрабатывается и формулировка долгосрочного видения будущего - как  и во что Эстония должна конкретно внести свой вклад. План нашей стратегии сотрудничества в области развития на 2006-2009 гг. в настоящее время выставлен на всеобщее обсуждение на домашней странице министерства. Министерство иностранных дел предлагает сосредоточиться на четырех странах, это – Грузия, Украина, Молдова и Афганистан. В первых трех мы  поддерживаем выбранный этими государствами курс к более тесному сотрудничеству с НАТО и ЕС. В Афганистане мы посредством своих военнослужащих, а в будущем и путем гражданского сотрудничества поддерживаем стремление страны к тому, чтобы в один день она уже сама справилась бы.

Проекты сотрудничества по развитию мы, во-первых, реализуем сами. Во-вторых, мы поддерживаем международные организации, прежде всего специализированные учреждения ООН. И, в-третьих, мы сотрудничаем с другими государствами, приведем, к примеру, сотрудничество с Министерством внутренних дел Финляндии и Миссией ООН по наблюдению в целях внедрения современной демократичной полицейской работы в Грузии.

Уважаемое Рийгикогу,

Мы поддерживаем единую внешнюю политику и политику безопасности ЕС и делаем это по многим причинам.

Во-первых, если 25 европейских государств в чем-то сумеют договориться, это без сомнения основано на наших общих ценностях. Они записаны в базовых договорах: демократия, свобода личности, свободная рыночная экономика. Любая политика Евросоюза, внешняя политика в том числе, должна всегда учитывать общие ценности. Явилась бы Эстония сейчас членом НАТО, если бы решения НАТО не основывались бы на общих ценностях стран-членов? Наши оборонительные силы, наш вклад в операции НАТО во всем мире, стоят ли они обещания военной защиты Эстонии? Может быть, и стоят, и мы, конечно, сделаем для этого все возможное. Но мы можем быть уверены, что приглашение присоединиться к альянсу мы получили по той причине, что мы такие же, как и другие страны НАТО. Поскольку мы разделяем те же ценности. Мы уверены, что эти ценности являются хорошими и правильными, что соблюдение и распространение этих ценностей – дело правое. Поэтому Эстония добивается увеличения активности в мире, как НАТО, так и ЕС.

Отсюда вытекает и вторая причина, почему мы поддерживаем более сильную единую внешнюю политику и политику безопасности ЕС. Эстония хочет, чтобы политики, основанной на ценностях ЕС, в мире было бы гораздо больше. Мы хотим, чтобы суперсила мировой экономики, каковой ЕС со своим 460-миллионным населением и с ВВП, сравнимым с ВВП США, является, стала бы и политической суперсилой.

Третьей причиной, почему мы хотим более сильную единую внешнюю политику и политику безопасности ЕС, это размеры Эстонии. Так как ЕС является сильной настолько, насколько сильны его члены, так и каждый член его настолько силен, как и весь ЕС. И эта сила служит интересам Эстонии, она для нас – привилегия. Мы можем быть уверены, что эстонским гражданам будет оказана консульская помощь и в тех далеких странах, в которых у нас нет своего посольства. Не имея долгого опыта в общении, например, с африканскими и латиноамериканским государствами, мы сможем учиться у тех государств-партнеров, которые имеют такой опыт и знания.

Но в мире каждая привилегия в то же время является и обязательством. Также как мы не можем рассматривать ЕС только в качестве средства улучшения жизни Эстонии, так и единая внешняя политика и политика безопасности ЕС не может быть процессом, где Эстония только наслаждается ее плодами, ни вкладывая ничего разработку и реализацию этой политики. Также нельзя  полагать, что мы будем активно участвовать в обсуждении только тех вопросов, которые касаются нас непосредственно, а все остальное оставим на ответственность других.  Итак, мы должны принимать, и уже принимаем более активное участие в решении вопросов в областях, далеких от нас и наших традиционных зон интереса.

Возьмем, к примеру, иммиграцию. Правда, что Эстония – пограничное государство ЕС. Но наибольшее давление незаконной иммиграции в Европу сейчас и, наверное, в последующие десятилетия приходит на средиземноморский регион, на южную границу. Поэтому мы должны понять, мы должны поддержать наших добрых партнеров – Испанию, Италию, Грецию и, конечно же, ближайшую к Африке страну ЕС Мальту, которая меньше даже Эстонии. Мы должны сказать и мы скажем, что Европейский Союз должен активно внести свой вклад в то, чтобы африканцы не врывались бы, раня себя о колючие проволоки, в Сеуту и Мелилью. Мы все должны работать во имя того, чтобы барки с доведенными до отчаяния людьми не блуждали бы по Средиземному морю, ища место, где их высадить. Положение на Средиземноморье усложняется фактом, что бóльшая часть нелегальных иммигрантов, прибывающих, скажем, в порты юга Франции, родом не из стран Магриба – Марокко, Алжира, Ливии и других соседних стран ЕС. Нет, они приходят с юга, из стран за Сахарой. Государства Магриба – это всего лишь транзитные страны.

Я привел этот пример, чтобы вы поняли насколько трудными, сложными и многогранными проблемами ежедневно сталкивается Европейский Союз, а это значит и мы. Это является и причиной, почему эстонские политики и дипломаты не должны смотреть сквозь пальцы на проблемы более далеких стран. Во-первых, они касаются и нас, а во-вторых, и это не менее важно – как мы можем требовать от других внимания, отдачи, действий в отношении проблем Эстонии, Балтии, нашего региона, если мы сами не относимся с достаточным пониманием к проблемам своих союзников?

Это и приводит нас к непосредственному соседству Эстонии. Да, наше вхождение в Европейский Союз означает то, что отношения с третьими странами, в том числе с Россией, теперь перешли в контекст Европейского Союза. Сказав об этом, я сейчас хотел бы поговорить о двух измерениях, о которых мы своих дебатах порой забываем.

Во-первых, когда мы говорим, что ЕС нуждается в единой политике в отношении России, мы порой подразумеваем, что ЕС должен перенять эстонскую политику в отношении России. Но, увы, это не так, и не может быть так. Почему? Потому, что политика КС формируется в взаимодействии 25 государств-членов. Договоренность 25 членов – это всегда компромисс и мы в Министерстве иностранных дел Эстонии делаем, конечно, все от нас зависящее, чтобы этот компромисс как можно адекватнее отражал бы точку зрения Эстонии. И если, несмотря на все усилия, этого невозможно добиться, полезно вспомнить факт, что для нас худая договоренность лучше доброй ссоры. От единой европейской политики в отношении России мы как раз выиграем, и не мало.

Мы уже видели непосредственное положительное влияние единой внешней политики и политики безопасности – возьмем хотя бы отмену т.н. двойных таможенных тарифов или договоренности по соглашениям об упрощенном визовом режиме и о реадмиссии. Неужели соглашение, по которому Россия обязалась принять не только всех российских граждан, которые нелегально прибыли на нашу территорию, но и прибывших к нам через российскую территорию граждан третьих стран, не является выгодной для Эстонии? Разумно ли утверждать, что Эстония должна была, ссылаясь на поведение России в отношении договора о границе, препятствовать заключению договоренности об упрощении визовых процедур? Зная, что незаключение договора вероятнее всего означило бы заключение двусторонних договоров между Россией и членами ЕС, договоров, на содержание которых мы никак не можем повлиять. Тем более, что договор этот взаимный, а это означает, что процедуры ходатайства о визах упростятся и для всех граждан ЕС, в том числе и Эстонии.

Теперь я скажу о другом явлении, которое следует нашей политике и политике ЕС в отношении России. А именно, слушая-читая некоторые высказывания в Эстонии, иногда кажется, что эта политика оказалась удачной тогда, когда Эстония и ее партнеры критикуют Россию как можно больше. Если мы всегда отвечаем России таким же тоном, каким она зачастую пользуется. Я не совсем согласен с таким ходом мысли. Конечно, никаких отношений невозможно построить, если у другой стороны нет к тому никакого интереса. Но цель Эстонии  - в сотрудничестве с другими странами-членами построить и укрепить стратегические отношения между ЕС и Россией, которые основались бы на общих ценностях и в то же время естественным образом учитывали и национальные интересы Эстонии. В наших интересах обязательные правовые рамки в отношениях ЕС и России, в наших интересах слаженное сотрудничество в рамках Северного измерения.

Наш долгосрочный интерес – это добрососедские отношения с демократической Россией и Эстония исходит в данном случае из принципа конструктивного партнерства, которому характерны готовность к сотрудничеству, прагматичная гибкость и конструктивная критика. И мы желаем продолжить политический диалог, учитывающий взаимные интересы. При этом нельзя и забывать о том, что отношения между Европейским Союзом и Россией не охватывают все аспекты эстонско-российских отношений, и, разумеется, главное – мы сами должны проявить активность и инициативу.

Уважаемое Рийгикогу,

Эстония считает, что ЕС в своих внешних отношениях должен быть более открытым. И конечно, мы глубоко убеждены, что расширение ЕС должно продолжаться. Кто же еще, если не мы, вчерашние присоединившиеся, должны это понимать и повсюду об этом напоминать? Вспомним, как мы сами были фрустрированы во время процесса присоединения, когда слышали от Брюсселя или стран-членов только требования выполнить ту или иную критерию присоединения. Если вместо «Добро пожаловать!» нам говорили: «Сделайте еще это и это и это, и тогда, может быть, вас примут...» Когда-нибудь примут. Как-нибудь примут. Мы это хорошо помним и должны сегодня быть дальновидными. Расширение Европейского Союза – и если я говорю расширение ЕС, я подразумеваю расширение полосы стабильности и благополучия, служение нашим жизненным интересам – это дело правое и доброе и ему необходимо содействовать всеми возможными средствами.

Мы на своем примере можем объяснить, как уже одна надежда стать членом ЕС, надежда войти в сообщество, следующее демократичным принципам, вдохновила Эстонию к осуществлению четких реформ. Мы  можем на своем примере показать, как Европейский Союз сделал нас, наш регион и тем самым всю Европу лучше уже до того, как мы на самом деле стали членами ЕС. Это несомненно сработает и в случае тех государств, с которыми ЕС ведет сегодня или будет вести завтра переговоры о присоединении.

Разумеется, расширение потребует от стран-кандидатов умения и воли внедрить в общество европейские ценности и принципы действия ЕС и применить их на всех уровнях, а также умения Европейского Союза принимать новых членов. Что конкретно касается перспективы членства Турции, то тут приведено множество хорошо знакомых доводов и за и против. Я считаю, что предпринятые Турцией шаги достаточны для того, чтобы предоставить ей возможность и стимул для дальнейшего позитивного развития, которому перспектива будущего членства ЕС могла бы дать сильный дополнительный импульс. А основной вопрос тут, как и, например, в случае с Украиной: если одно государство, одно общество решило быть европейским, разделять европейские ценности и доказало это делом, то мы в ЕС должны быть крайне осторожными и очень основательно все взвесить, перед тем как начать отрицательно отвечать на такие стремления. Во-первых, потому, что историческое решение о европейскости, о выборе в пользу Европы данного общества, данного народа, выносит тот самый народ сам. И, во-вторых, если мы скажем: «Нет, та или иная  страна не может быть принята в Европу», то этим самым мы обязаны учитывать и частично принять на себя ответственность за другие выборы того государства. Которые, кстати, могут быть не совсем уж такими европейскими.

Наверное, излишне добавить, что Эстония всячески приветствует начало переговоров о присоединении с Хорватией, а также предоставления более ясной перспективы членства другим западно-балканским странам.

Расширяется Европейский Союз, укрепляется его единая внешняя политика, растет и необходимость Эстонии быть представленной в мире. Нашим первым выбором стала Болгария, в ближайшем будущем член ЕС, а также Грузия, курс которой на запад я уже отметил. В дальнейшем наши возрастающие интересы в области торговли и туризма требуют представительства на уровне посольств также в Южной Азии и Африке, в выборе подходящих и нужных государств, мы остановились на Индии и Египте. В этом процессе нашим путеводителем является план развития зарубежных представительств, принятый правительством к сведению в октябре.

И еще. Являясь активным членом ЕС и НАТО, Эстония должна проявить активность и в других международных организациях. Как известно, мы в перспективе поставили перед собой цель стать в 2020 г. временным членом Совета безопасности ООН, чему естественно должно предшествовать наше активное участие в специализированных учреждениях ООН. К этому нас обязывает наш статус члена ЕС, наше растущее благополучие и увеличивающая ответственность за все, происходящее в мире.


Уважаемый председатель,

уважаемые члены Рийгикогу!

Здесь уместно перейти ко второй основной теме – к политике безопасности.

Отправной точкой эстонской политики безопасности за весь период, последующий восстановлению независимости, являлась приоритет трансатлантических связей. Мы дорожим тем, что до сих пор сплачивает НАТО – общими ценностями, общей политикой и общим планированием. Исходя из этого, мы поддержали обсуждение соблюдения общих ценностей – демократии, прав и свобод человека – в рамках Совета евроатлантического партнерства. Мы должны признать, что многие члены программы «Партнерство ради мира» не соблюдают их, хотя, подписывая договор о партнерстве, они обязались это делать. Достаточно указать на Узбекистан и Беларусь, но такие проблемы касаются и некоторых других государств.

В последние боды в деятельности НАТО существенную роль сыграли операции, как в Европе, так и за ее пределами. НАТО продолжает успешные операции на Балканах, в том числе в Косово, а также в Афганистане. Успех указанных операций позволил начать дискуссию о будущем Косово, а также новый этап в развитии Афганистана (начало так называемого после-боннского процесса). Эстония продолжает участвовать в операции НАТО в Косово, которая имеет большое значение в обеспечении стабильности во всей Европе. Поддержание стабильности в Косово создает условия для того, чтобы приступить к решению местных проблем на европейский манер. Деятельность НАТО в Афганистане, имеющее большое значение для обеспечения мировой безопасности, создало предпосылки для выполнения следующих задач НАТО по поддержанию мира и борьбе с производством наркотиков в Афганистане. Связи с этим естественно, что Эстония увеличит свое присутствие в этой стране.

Обсуждая участие или неучастие Эстонии в операциях НАТО, мы не должны забывать, что балтийское воздушное пространство защищают самолеты наших союзников, сейчас это делают истребители США. Так проявляется внутренняя солидарность альянса, которой мы можем ответить, демонстрируя свою солидарность там, где это нужно. Защита нашего воздушного пространства должна быть продолжена и также должна Эстония быть активной в операциях НАТО.

Продолжение присутствия эстонского подразделения в Ираке показывает, что мы последовательны в своих решениях и в своих действиях, что мы высоко ценим  свои отношения с союзниками. Поэтому я очень рад, что Рийгикогу одобрило законопроект правительства о продлении миссии эстонского подразделения в Ираке до 1 января 2007 г. Такое выражение солидарности, основанное на просьбе правительства Ирака и мандате ООН, служит и нашим интересам безопасности.

Чтобы обеспечить безопасность Эстонии, мы должны постоянно заниматься и вызовами, вытекающими из глобализации, часто называемыми «новыми» рисками безопасности. Спектр таких рисков очень широк: одни угрожают в прямом смысле жизни каждого человека, как в случае глобальной пандемии гриппа. Другие – например, политический терроризм – направлены против нашего образа жизни и демократического строя. Третьи – как можно заметить в случае СПИД/ВИЧ – разрушают общество изнутри почти незаметно до тех пор, пока процесс может оказаться бесповоротным.

Рассматривая тему безопасности, мы не можем также пройти мимо эстонского вклада в развитие военных и гражданских способностей Европейского Союза. Одно из существенных действий – это участие в боевой группе Северных стран, второе – наша деятельность в рамках единой внешней политики и политики безопасности ЕС, также участие в международных операциях ЕС, как военных, так и гражданских. Для этого Эстония заметно увеличит свое участие в военной операции ЕС в Боснии. Нам еще нужно поработать над участием в гражданских миссиях. Эта область деятельности намного шире и на самом деле охватывает все государственные учреждения Эстонии. Мы уже принимаем участие в гражданской деятельности ЕС в Боснии, Косово, Грузии и Молдове, также планируем приступить к этому на Ближнем Востоке. Этим мы укрепляем внешнеполитическое влияние и безопасность Европейского Союза, а значит и влияние и безопасность Эстонии.

НАТО и ЕС должны тесно сотрудничать. В проблемных регионах нужно привлечь ту организацию, которая обеспечит в данном регионе наилучший результат. Было бы неправильно дублировать способности.

Участие в международных операциях и в международной помощи развитию – это прямой и результативный способ внести свой вклад в реализацию наших внешнеполитических целей и целей политики безопасности, в реализацию целей наших союзников и партеров. Поэтому я хочу с этой высокой трибуны поблагодарить всех наших военнослужащих, участвующих в международных операциях. Хочу поблагодарить нашу команду, спасавшую жизни людей после пакистанского землетрясения, хочу поблагодарить наших военнослужащих, членов Кайтселийт и полицейских на Балканах, поблагодарить пограничников, которые на своем посту представляют нас. И тысяча благодарностей семьям вышеназванных. Спасибо вам всем. Вы делали это от имени Эстонии. И Эстония гордится вами.

Уважаемое Рийгикогу.

Согласно конституции Эстонии Рийгикогу имеет право и обязанность выносить стратегические решения  и вносить свой вклад в формирование внешней политики. Основные направления внешней политики правительства вам представлены. Благодарю за внимание и жду от содоклада и последующей дискуссии стратегической дальновидности и активного размышления. Разумеется во имя той же самой цели – укрепления безопасности и благосостояния Эстонии и более демократичного и обеспеченного мира.

Спасибо.

TopBack